ПО МАТЕРИАЛАМ ДИСТАНЦИОННОЙ ШКОЛЫ "ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"
Общие подходы к экспериментальной работе в рамках исследовательской деятельности.
После выбора темы учащийся читает, беседует с людьми, которым интересна выбранная им тема, проводит предварительные эксперименты (в науке они обычно называются «пилотажными»). В результате находит какое-то противоречие или что-то но¬вое, необычное. Причем чаще всего это необычное, неожиданное обнаруживается там, где другим все представляется понятным, ясным, то есть там, где другие не замечают ничего необычного. Таким образом, выдвигается одна или несколько гипотез. Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Как правило, гипотезы проверяются и подтверждаются поэтапно, исходя из задач исследования. Это позволяет вести исследование целенаправленно, избегая хаотичности. Способы проверки и подтверждения гипотез делят на две большие группы: «теоретические» и «эмпирические». Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипо¬тез предполагают наблюдения и эксперименты. Количество экспериментов определяется подтверждением достоверности результатов. После каждого эксперимента можно провести корректировку, если в этом есть необходимость.
Подробнее в прикрепленном файле |